Интервью с Алекандром — 9 лет в Малайзии

[yandex]

Интервью с Александром, известным на форуме как anType, прожившим в Малайзии 9 лет и окончившим здесь школу и университет.

 

Расскажи немного о себе? Сколько лет, где родился?

Как выразился когда-то Майк Науменко, «я обычный парень, не лишён простоты, я такой же как он, я такой же как ты». Родился в Ташкенте, в Узбекской ССР, в маленьком доме на 6 квартир на небольшой улице с пару десятков домов. Детство прошло уже в независимом Узбекистане, а вырос я, получается, в Малайзии. Получился этакий редкий вид «малайзийского русского человека из Средней Азии». Кстати, до сих пор удивляет то, что многие таксисты-малайцы принимают меня за китайца, а таксисты-китайцы — за иранца.

Родился я в 1985-м году, на данный момент мне 24 года. Хотя, мне почти все говорят, что я выгляжу намного старше. Особенно когда не бреюсь. Был случай — покупал одежду в одном из магазинов в Suria KLCC и у них в навороченном кассовом аппарате было некое подобие анкеты, видимо для статистики о клиентах, где одним из пунктов был «Возрастная группа» («Age group»). Так вот, кассирша, ничего не спрашивая, вписала туда «31-40 лет». Видимо, очень плохо выглядел в тот день…

У меня много разных интересов. Я из тех людей, кто, чем-нибудь загоревшись, может довольно быстро остыть. Очень люблю слушать музыку и коллекционировать диски любимых исполнителей. Считаю что жизнь без музыки — как голова без волос: вроде нормально, но чего-то не хватает. Где-то с 2007-го года увлекаюсь фотографированием дорогих и эксклюзивных автомобилей в КЛ (и изредка в Сингапуре) — http://www.flickr.com/antype/ — хобби, которое принесло мне немало хороших знакомств и друзей. Также люблю путешествовать, особенно с хорошей компанией. Люблю хорошо поесть, хорошо поспать. Являясь по натуре человеком-совой, ненавижу рано вставать — прохладной малайзийской ночью гораздо лучше работается и отдыхается, а с утра лучше спится.

Что означает твой ник на форуме?

История моего ника довольно нудная. В самом начале он был задуман как «АНтип». Первые две буквы — «А» и «Н» — это мои инициалы (Александр Николаевич), а окончание «тип» присоединилось само собой, имелось в виду «странный тип» или «некий тип». Получилось старославянское имя со скрытым смыслом. Затем, написание сменилось на «анТип», а потом пришлось переводить всё это дело на английский язык, так и появился anType. Многие, правда, пишут его как AnType, что мне не очень нравится, но ничего не могу поделать.

[yandex]

Как давно ты живешь в Малайзии?

В Малайзию я приехал душным вечером 14-го февраля 2001-го года. Получается, что топчу малайскую землю уже 9 долгих лет. Вначале я думал, что мы с семьёй приедем сюда ненадолго, а потом переберёмся куда-нибудь подальше, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. И, честно говоря, ни о чём пока не жалею. Рад и горжусь, что мне удалось увидеть как КЛ изменился за все эти годы, ведь когда мы приехали, всё было немного по другому. Зданий в центре было меньше, народ больше удивлялся «белым людям», таксисты не были наглыми и ездили по счётчикам, улицы были безопасными, а на дорогах было меньше машин. Кстати, в то время в КЛ было намного меньше русскоговорящих и те, кто здесь был, более тесно общались между собой… и, как результат, чаще ссорились.

Больше всего впечатлений у меня осталось от Малайзии образца 2001-2003 годов. В то время (когда заканчивал своё правление Махатир) народ был веселее, город обновлялся на глазах и по улицам города можно было ходить и не бояться, что у тебя в любой момент могут вырвать сумку. Может, конечно, это и первые юношеские впечатления, когда всё ещё ново и интересно, но мне кажется, что это так было на самом деле. Когда к власти пришёл Бадави, Малайзия как-то резко свернула в сторону повальной исламизации. Так получилось, что за годы его правления, в стране произошёл сдвиг в худшую сторону — увеличился уровень краж на улицах города, ухудшилась работа и надёжность городского транспорта, особенно такси — доехать по счётчику с вежливым водителем стало заметно сложнее, иностранцам стало заметно сложнее получать рабочие визы в Малайзии, чаще стали всплывать новости о коррупции на высших уровнях власти. Ещё много чего произошло в правительстве, но не хочется начинать обсуждать политические вопросы, т.к. несчётное количество тараканов в голове местных политиков в последнее время просто потрясает. Не могу сказать, что тут стало очень плохо — нет. Мне тут очень даже хорошо. Просто лично для меня, та изюминка, которая была раньше, куда-то пропала. Остался обычный мегаполис с миллионами людей.

Как так получилось, что ты стал жить в Малайзии?

Во всём виноваты родители! (шучу) На самом деле, довольно банальная история. В конце 2000-го года моему отцу предложили работать в «русско-малайской» компании Inet Technologies («легендарная» в узких кругах компания, правда большинство из тех, кто её знает/знал уже разъехались кто куда). Через несколько месяцев подъехал я и стал здесь жить.

Чем ты занимался в Малайзии всё это время, что можешь рассказать об учёбе в Малайзии?

Первые полгода в Малайзии я просто отдыхал, привыкал к городу, радовался новому месту и готовился к поступлению в местную международную школу. Так как обучение у них здесь отличается от нашего, то многое пришлось забыть, многое выучить, а что-то переучить. Я долгое время привыкал к английскому языку в целом и к местному диалекту в частности, ведь того уровня английского, который у меня был после ташкентской школы, было мягко говоря недостаточно. В моём классе был один русскоговорящий парень, который в нужные моменты помогал мне контактировать с другими одноклассниками и учителями.

Сразу же после школы, я поступил в институт APIIT. Это он сейчас много кому известен, а в то время был небольшим, недавно открывшимся учебным заведением, скромно занимавшим несколько этажей в здании Hong Leong Bank возле Central Market (второй кампус в то время был в здании HP в Damansara Heights). Когда я заканчивал первый курс в 2003-м году, APIIT переехал в Technology Park Malaysia, где он и находится по сей день.

В APIIT’е я проучился три с половиной года, по специальности Internet Technology. Хочется отметить что когда я поступал, там не было ни одного иностранного студента. Зато было много иностранных преподавателей (в основном специалисты из Индии). Только под самый конец моего пребывания в колледже, туда поступила казахская девушка Акжелен, которая затем стала сотрудничать с APIIT’ом и помогла им привлечь сотни студентов из Казахстана и Узбекистана.

На моей взгляд, качество обучения в APIIT’е с годами ухудшилось, но зато увеличилось количество специальностей. Когда я учился, их было всего 3. Сейчас же — даже не знаю сколько, но много. Он также сильно подорожал, скорее даже превратился в деньговысасывающую машину (там пытаются содрать лишние деньги за ненужные вещи или сервисы). Преподаватели раньше были намного лучше, они действительно знали свой предмет и знали как его преподнести «нулевым» студентам. А вот когда я заканчивал третий курс в 2005-м году, у нас был учитель, который был моложе некоторых студентов в нашем потоке! Вобщем, практикант. Классы были меньше (человек по 25-30) и преподавателю удавалось удостовериться, что предмет понятен всем. Не знаю, правда, как сейчас — может что-то и изменилось в лучшую сторону. Я говорю о личном опыте, сравнивая последний и первый курсы (период 2002-2005).

КАК мы учились — это отдельная история. Как и многие российские студенты, всё делали в последний момент. Собирались группами по 4-5 человек у кого-то на квартире за пару дней до экзаменов и зубрили то, что предполагалось выучить за семестр. Утром, не спав много часов (мой личный рекорд — 42, это когда моргнуть страшно), ехали на экзамен, а потом — в ближайший ресторан праздновать, это святое!

[yandex]

Чем ты занимашься в Малайзии сейчас?

В основном, работаю по специальности, разрабатываю интернет-приложения, с недавнего времени немного занимаюсь веб- и обычным дизайном. Также приходилось заниматься менеджментов IT-проектов. После окончания института, я присоединился к компании моего знакомого. У них были неплохие связи и проекты от таких известных компаний как Telekom, IBM, Maxis, Shell и Asiaspace. Работать было очень интересно — не всегда легко, но перспективно. Ведь проекты такого масштаба дают возможность узнать много нового. Но в апреле 2009-го года я от них ушёл из-за разногласий и повального пофигизма начальства. На данный момент занимаюсь различными мелкими проектами, а также временно помогаю РЦНК.

Скучаешь ли по дому?

Честно говоря, совсем не скучаю. Я там ни разу не был с тех пор как приехал в Малайзию. Мои родители здесь, родственников разбросало по разным странам, друзья тоже разъехались кто куда, так что ехать мне там не к кому, делать мне там нечего. Тем более что все те, кто едет в Ташкент по делам, возвращаются и рассказывают насколько они счастливы что смогли уехать оттуда и о том, насколько ухудшился и (что самое удивительное) продолжает ухудшаться город из-за маразма в правительстве.

Как ты проводишь свободное от работы время?

После работы люблю прогуливаться по городу, людей посмотреть, себя показать. По вечерам предпочитаю коротать время дома, просматривая фильмы или прослушивая музыку. Иногда люблю посидеть где-нибудь с друзьями за рюмкой чая.

На выходные стараюсь выезжать из города, хотя не всегда получается. Благо, теперь есть люди с форума, которых только позови — и они поедут куда угодно. Часто ездим именно с ними — то на водопады, то ещё куда. Иногда люблю вспомнить о своей любви к фотографированию автомобилей и гоняться по городу, разыскивая очередную Феррари или Ламборгини и найдя, фотографировать её со всех сторон. Иногда люблю фотографировать и пейзажи.

Что ты думаешь о местном населении?

В самом начале, когда ещё мало чего знал о Малайзии, думал что их столица называется Коала-Лумпур; ещё удивлялся и думал — это, наверное, потому что у них в городе много коал. Пожив здесь несколько лет, осознал, что не так уж сильно заблуждался — малайцы, по своему образу жизни, именно этих сумчатых и напоминают. Такие же медленные и неторопливые во всём. Особенно это заметно в государственных учреждениях. Живут по принципу «зачем делать за день то, что можно растянуть на неделю». Зачастую их медлительность очень сильно раздражает, особенно куда-то торопишься или если нужно что-то сделать быстро. Очень выматывает их медлительность в транспорте и крупных общественных местах, где они часто мешают пройти.

Большинство людей, которых я встречал — очень дружелюбные и приятные в общении. У меня много местных друзей, с которыми я регулярно вижусь и мне с ними общаться очень приятно и интересно. Я вообще очень люблю послушать людей из другой культуры, понять как они живут и насколько сильно малайзийский образ жизни отличается от нашего, попытаться понять их точку зрения. Хоть я с ними зачастую во многом не согласен, но обмен опытом и мировоззрением — процесс хороший и познавательный.

Лично мне трудно сказать как я отношусь к местному населению в целом, ведь среди них есть столько разных людей. Вообще, мне не важно — местный человек или приезжий, малаец или китаец. Если это нормальный адекватный человек — буду относиться нормально. Если какой-нибудь агрессивный или невразумительный упырь, то буду относиться соотвественно.

Говоришь ли ты на малайском? Считаешь ли что в Малайзии требуется знание оного или можно обойтись одним английским?

Так получилось, что по приезду в Малайзию, я всё время находился в англоговорящей среде, поэтому нужды в изучении малайского не было. Честно говоря, в КЛ можно спокойно обойтись без него — ведь многие говорят на английском. Например, заказать что-нибудь попить/покушать или купить что-то в магазине можно даже без знания английского, не то что малайского. Здесь также на удивление хорошо развит язык жестов — что трудно сказать словами всегда можно показать руками. Я видел как многие русские туристы пытались общаться с местными жителями на полу-русском полу-ломанном английском, причём иногда даже успешно. В догонку к этой теме вспомнилась забавная история — в самом начале моей жизни в Малайзии, я и пара знакомых зашли в Burger King. Первый знакомый заказал какой-то combo meal, а второй решил просто взять картофель фри. Откуда ж нам тогда было знать, что сиё яство на английском называется french fries. Он добросовестно перевёл «картофель фри» на английский и гаркнул на продавщицу «potato… FREE!». Причём, увидев её удивлённый взгляд, повторил то же самое, но громче. После этого, наверно, ещё долго ходили слухи о наглых русских, требующих бесплатную картошку.

Я сейчас учу малайский, решил за него взяться, т.к. в мои планы входит сотрудничество с малайцами, а они на английском хоть и говорят, но с неохотой. Знание малайского многих впечатляет и это можно использовать в своих интересах, если уметь. Но в свою защиту хочу сказать что учу его не только в этих корыстных целях. Считаю, что хорошо знать много языков. Тем более, что я здесь живу уже долго и собираюсь жить дальше. Даже если выехать за пределы КЛ, в какой-нибудь маленький город, то малайский очень сильно пригодится.

Назови 3 причины, по которым тебе нравится жить в Малайзии?

Мне кажется, что если Малайзия кому-то нравится, то она им нравится по более-менее одинаковым причинам. Во-первых, это вечное лето. Для многих оно является невыносимым и душным, но постоянство в погоде — это несомненный плюс. Из жизни исчезают такие ненужные проблемы как покупка зимней резины для автомобиля, покупка зимней одежды, постоянные насморки и простуды, не подключенное вовремя отопление.

Во-вторых, это многонациональность и людская доброжелательность. Мне кажется, очень интересно, когда люди разных культур и вероисповеданий живут рядом. Это даёт возможность научиться смотреть на жизнь с разных ракурсов.

В-третьих, в Малайзии есть возможность выбирать свой стиль жизни. Кто хочет — работает до седьмого пота, кому деньги не самое главное в жизни — могут найти себе работу поспокойнее, кто-то вообще путешествует по стране в своё удовольствие. В городе можно жить при любом бюджете. Например, можно питаться в хороших ресторанах по 30-40 ринггит, а можно скромно поесть в маленьком придорожном ресторане за RM 5. В отличии от той же Москвы, где мало выбора и даже за маленькую квартиру нужно платить целое состояние, здесь можно снимать картиру за 3000 риннгит, а можно за 800.

Также радует тот факт, что можно в любой момент поехать отдохнуть на природу, ведь даже в чертах города есть горы, леса, водопады и поляны для пикника.

Какие у тебя планы на будущее?

Честно говоря, я особо не задумываюсь, живу сегодняшним днём. Может звучит не очень хорошо, но до сих пор всё как-то само идёт в руки. Чем больше я начинаю заморачиваться, тем запутанней всё становится. Есть, конечно, мысли и планы на ближайшие 2-3 года, знаю в каком направлении двигаться, но всё воплощаю в жизнь постепенно, неторопливо, в традиционном малайском стиле. В целом, могу сказать, что уезжать из Малайзии пока не собираюсь, а тут — нужно работать, налаживать связи и радоваться жизни.

Спасибо за интересное интервью!

[yandex]