Кетуанан мелайю (Ketuanan Melayu, ударение на последний слог, дословно: малайское доминирование) представляет собой политическую концепцию, подчёркивающую малайское превосходство в нынешней Малайзии. Малайцы в Малайзии требуют особого положения и специальных прав по причине их исконного проживания, а также развития нынешнего малазийского государства из субстрата малайских форм правления.
Старейший политический институт Малайзии- система малайских правителей девяти малайских штатов. Британское колониальное правительство трансформировало эту систему в систему непрямого правления а затем, в 1948г., с использованием этого традиционно сложившегося института, британцы инкорпорировали малайскую монархию в проект Малайской Федерации (Persekutuan Tanah Melayu).
Термин “танах мелайю” (Tanah Melayu, дословно: малайская Родина) предполагает главенство малайских штатов. Таким образом в новом протогосударстве британцы поощряли малайский этнический национализм, культуру и суверенитет. Несмотря на процветание иных культур, идентичность развивающегося политического поля формировалась под влиянием исторически сложившейся политической культуры малайских этнических групп. Китайские и индийские иммигранты, являющиеся в малайзии значительным меньшинством, считаются обязанными малайцам за предоставление им гражданства в обмен на особые привилегии, что закреплено в статье 153 Конституции Малайзии. Таковое соглашение о взаимных услугах (quid pro quo) обычно описывается как “малазийский общественный договор”. Как правило, концепция кетуанан мелайю цитируется политиками, в частности представителями наиболее влиятельной политической партии Объединённая малайская национальная организация (United Malays National Organisation / UMNO).
Хотя сама идея существовала до малазийской независимости, само словосочетание кетуанан мелайю в обороте не присутствовало вплоть до начала 2000-х гг. Наиболее чётко артикулированную политическую оппозицию этой концепции заняли немалайские партии, такие как Всемалазийская партия народной инициативы (Malaysian People’s Movement Party / Parti Gerakan Rakyat Malaysia (Gerakan)) и партия Демократическое действие (Democratic Action Party (DAP)). В течение первого десятилетия 2000-х гг. в этой связи имела оппозиционные взгляды многонациональная партия Народная справедливость (People's Justice Party / Parti Keadilan Rakyat, (PKR)), которая пропагандировала концепцию кетуанан ракьят (народное доминирование).
Идея малайского доминирования развилась в 1940-х гг., когда малайцы организовались в своих протестных движениях. В течение 60-х гг. кетуанан мелайю встретилась с жёсткой конкуренцией со стороны партии Народное действие (People's Action Party (PAP)) Сингапура, являвшимся малайским штатом с 1963 по 1965гг. и партии Демократическое действие (DAP) уже после сецессии Сингапура. При этом статьи Конституции в частях, касающихся кетуанан мелайю, были закреплены как следствие расовых мятежей от 13 мая 1969г., которые последовали вслед за избирательной кампанией, сконцентрированной на вопросах гражданский прав немалайцев. В это время зафиксирован рост ультраправых, выступающих за однопартийное правление с Объединённой малайской национальной организацией (United Malays National Organisation / UMNO) во главе, а также подчёркивание особой роли малайцев в качестве “определяющей национальности” Малайзии — т.е. истинным малазийцем может быть только малаец.
Расовые мятежи изменили государственный подход к национальному вопросу и привели к введению агрессивной политики позитивной дискриминации, благоприятствующей лицам малайского происхождения, что выразилось в экономической сфере (НЭП). Кроме того, в 1970г. была введена в действие Национальная политика в области культуры, нацеленная на ассимиляцию немалайцев в малайскую этническую группу. Тем не менее, в течение 1990-х гг. премьер-министр Махатхир бин Мохаммад (Mahathir bin Mohamad) отверг такой подход, заявив о политике малазийской нации (Bangsa Malaysia) как флагмана малазийской идентичности в противовес малайской. В 2000-е гг. кетуанан мелайю получила новое прочтение, и министры правительства, ставящие под вопрос концепцию общественного договора, стали подвергаться публичному порицанию.
1 Малазийские малайцы
2 Период до обретения независимости
2.1 Ранний малайский национализм
2.2 Малаккский союз (1946–48)
2.3 Перед независимостью
2.4 Происхождение кетуанан мелайю
2.5 Альянс – Выборы в федеральный законодательный совет 1955г.
3.1 Малайзия и независимость
3.2 Слияние
1. МАЛАЗИЙСКИЕ МАЛАЙЦЫ
Этнические малайцы, составляющие большинства населения Малайзии (50.4%), представляют собой австронезийскую этническую группу, населяющую полуостров Малакка, в т.ч. крайний юг Тайланда, восточное побережье Суматры, берег Борнео и маленькие островки между ними. Вопрос происхождение этнических малайцев ещё не решён в полной мере. Согласно устоявшейся теории, носители австронезийских языков прибыли в водный бассейна ЮВА в период с 2500 по 1500 гг. до н.э. в рамках австронезийской экспансии из Тайваня в ЮВА.
Однако недавние исследования, проведённые Организацией по изучению генома человека, охватывающие около 2000 людей в Азии, предлагает несколько иную теорию. Исследования пришли к результату, утверждающему что Азия была населена, в основном, единичным миграционным событием с юга, и что регион ЮВА был заселён в первую очередь с относительно большим генетическим разнообразием с постепенным замедлением и исчезновением генетического разнообразия по направлению к северу.
Влияние индийского многобожия, а также буддизма было сформировано посредством торговых контактов с п-вом Индостан. Начало первого тысячелетия н.э. ознаменовалось развитием древних малайских государств в прибрежных районах полуострова Малакка – в частности, королевства красноземельного пояса (1 век), Гангга Негара (2 век), Лангкасока (2 век), Кедах (2 век) и Паханг (5 век). В период с 7 по 13 вв. Часть этих процветающих полуостровных государств вошли в состав малайской империи Шривиджая, с центром в Палембанге и Кадараме.
К 15 веку центром исламизации стал султанат Малакки, чья гегемония простиралась по большей части восточного малайского архипелага. Малаккская традиция в последующей трансформации послужила ядром последовательного формирования малайской идентичности. С этого времени ислам стал достаточно близко ассоциироваться с малайским обществом, в том числе играть важную роль в вопросах самоидентификации.
В итоге, идентификация с исламом получила закрепление в статье 160 Конституции Малайзии а также в построении национальной философии султаната Бруней, известного как малайская исламская монархия.
В настоящее время малазийские малайцы разделены, в целом, на “истинных малайцев” (т.н. полуостровных – мелайю анак джати) и “иностранных малайцев” (мелайю анак даганг). “Истинные” малайцы ассоциируют себя с малайской культурой полуострова Малакка. К их числу относятся малайцы Кедаха, Келантана и Теренггану. “Иностранные” малайцы представляют собой потомков иммигрантов с остальных частей малайского архипелага, которые стали гражданами малайских султанатов и были ассимилированы в различные периоды с учётом схожести образов жизни и религиозной общности (ислама). К их числу относятся яванцы, минангкабау и бугисы.
Статья 160 Конституции Малайзии определяет малайца как малазийского гражданина, рождённого малазийским гражданином мусульманского вероисповедания, бегло говорящем на малайском языке, следующего малайским традициям и доместицированного в Малайзии или в Сингапуре. Хотя данное определение не соответствует концепту наследственной линии, оно, тем не менее, верно в отношении общественного уклада. Культура, которая в значительной степени управляет ментальностью и социальными моделями, наследуется через родной язык и религию. Статья 160 объединяет малайцев из различных этнических групп в качестве преобладающей нации и, таким образом, предоставляет им политическое право доминировать и управлять иными национальностями – китайцами, индийцами, народами кадазан, ибан, оранг асли и прочими. В пределах малайского архипелага в течение 19 и 20 веков активно мигрировала значительное число индонезийских этнических групп, таких как яванцы и бугисы, которые быстро ассимилировались.
2.1 РАННИЙ МАЛАЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ
Малайский национализм как организованное политическое движение возник ввиду вторжения иностранных сил. Этнические китайские и индийские иммигранты в качестве малайцев себя не воспринимали. Ещё в 1930-е гг. британскими управляющими было отмечено, что число немалайцев, воспринявших Малайю в качестве своего дома, составляет очень малую часть всего населения.
При этом британцами декларировалась открытая промалайская политика с тем, чтобы малайцы могли “занять надлежащее место в административной и коммерческой жизни штатов”. Но фактически малайцы, не принадлежащие к элитным родам, занимали в колониальном правительстве маргинальное положение.
Первыми борьбу за самоуправление начали немалайские сообщества местного происхождения. Так, в 1936г. Местные индийцы обратились администрации предоставить им часть административных должностей. Эта просьба была британцами отвергнута со ссылкой на “иностранную национальность” рождённых в малайских колониях индийцев.
Хотя китайцы рассматривались британцами как “транзитная рабочая сила”, что подтверждалось статистикой, фиксирующей возвращение большинства китайских мигрантов на континент, всё же китайское население местного происхождения в абсолютном исчислении неуклонно росло. При этом как китайское, так и индийское население местного происхождения (чья доля от общего числа индийцев составляла 20%) постоянно игнорировались.
Британцами максимально поощрялся “традиционный” крестьянский образ жизни малайцев с ограничением их передвижений, экономических и образовательных инициатив. Основывалась эта политика на опыте образования индийских бенгальцев, что привело к волнениям и восстанию. В вопросы управления и администрирования были вовлечены только правящие малайские слои. Несмотря на исключение участия немалазийцев в органах управления, значительное их число занимало посты в исполнительных гражданских службах – по большей части представленное индийцами, специально привезёнными для таковых целей. Историки, в основном, склоняются к мысли, что т.н. промалайская политика на деле служила защитой британского положения по принципу “разделяй и властвуй”, с дистанцированием национальностей друг от друга и их уравновешиванием.
В 1920-х гг. китайцы местного происхождения, накопившие значительную экономическую мощь, приступили к получению для себя более значимой роли в малайском правительстве. Значительная часть китайского сообщества, составлявшее к тому моменту 45% всего населения Малакки, по прежнему приходилась на транзитных рабочих. Тем не менее, малаккские китайцы, бывшие основой китайцев местного происхождения, хотели занимать правительственные должности и признаваться в качестве малазийцев. Этому возражала малайская интеллигенция, заявляя об абсурдности таких притязаний и проводя аналогию китайцев в качестве строителей, а Малакки в качестве дома. Наёмный строитель, как утверждалось, не разделяет прав на владение домом. В силу этого любая попытка предоставления китайцам гражданства или политических прав блокировалась.
В итоге, эти инициативы возымели действие, и в 1927г. губернатор британских владений на п-ве Малакка обозначил китайцев как “туземных обитателей британской Малайи”.
Непосредственно перед второй мировой войной малайский национализм приобрёл формы кетуанан мелайю, и в дальнейшем стал восприниматься именно в таком качестве. Существовало опасение, что британцы стали настроены на формирование малайской общности, включающей как китайцев, так и индийцев. Часть малайцев требовали сохранения статус кво с британцами в целях противовеса немалайцам. Другие требовали декларации независимой суверенной малайской нации под общим топонимом “Великая Индонезия”.
2.2 МАЛАККСКИЙ СОЮЗ (1946–48)
После второй мировой войны британцы объявили о создании Малаккского союза, с послаблением в иммиграционной политике, уменьшением суверенитета малайских правителей и непризнанием малайского превосходства, с основанием Малайи в качестве протектората Соединённого Королевства. Резиденты местного происхождения, большинство китайцев и индийцев признавались гражданами по праву почвы (jus soli). С предоставлением равных прав всем, малайцы стали выражать недовольство. Даже их традиционная опора, гражданская служба, стала открытой для всех малазийцев.
Таким образом, в рамках протестного движения по отношению к формированию Союза, возникло малайское политическое сознание. В этой связи группа малайских роялистов и гражданских служащих под руководством Дато Онн Джафара создала Объединённую малайскую национальную организацию (United Malays National Organisation / UMNO).
В 1948г. Британцы заменили Малаккский союз на Малайскую Федерацию. В федерации был восстановлен суверенитет малайских правителей, ужесточены правила иммиграции и ограничения по гражданству, а малайцам были предоставлены особые привилегии. Но при этом озвученная цель британцев осталась той же что и в 1946г.: ввести " ввести всеобщее гражданство, открытое для всех, вне зависимости от национальности, кто считает Малайю своим фактическим домом и объектом своей лояльности".
В указанный период оппозицию кетуанан мелайю и Объединённой малайской национальной организации (UMNO) составляла коалиция Всемалайского совета совместного действия (All-Malaya Council of Joint Action (AMCJA)) и Центра народной воли (Pusat Tenaga Rakyat (PUTERA)). Хотя организации, входящие в состав Центра народной воли, настаивали на кетуанан мелайю как на национальном праве по рождению для малайцев, Центр PUTERA объединился с вышеуказанным AMCJA на базе отстаивания равных прав для немалайцев. После игнорирования британцами, коалиция PUTERA-AMCJA вышла из переговоров с ними, организовав далее всеобщий хартал (забастовку) в знак протеста против проводимой политики. После возникновения Федерации коалиция была распущена.
До возникновения федерации немалайцы, в целом, не допускались к малайской политике и решению национальных вопросов. При большей заинтересованности в политике своих стран происхождения немалайцы не выказывали открытой поддержки в адрес Малаккского союза, но всё же поддерживали его пассивным образом. Всемалайский совет совместного действия (All-Malaya Council of Joint Action (AMCJA)) хотя и был в основном немалайским, тем не менее не имел представительства значительной части немалайских сообществ Малакки. Отсутствие интереса к Малакке, равно как и лояльности к ней среди немалайцев дополнительно усилило позиции малайского доминирования.
Развал Малаккского союза инициировал китайские инициативы политического представительства. Ассоциация малаккских китайцев (Malayan Chinese Association (MCA)) была сформирована сразу после возникновения федерации. Первым президентом Ассоциации был Тань Чен Лок (Tan Cheng Lock), бывший ранее руководителем Всемалайского совета совместного действия (AMCJA).
2.3 ПЕРЕД НЕЗАВИСИМОСТЬЮ
По достижении первоначальных целей UMNO заявила себя как партия, борющаяся за обретение независимости. В этот период времени произошёл вооружённый мятеж, организованный Малаккской коммунистической партией (Malayan Communist Party (MCP)) с целью формирования коммунистического правительства в Малакке, что привело к всемалаккскому чрезвычайному положению, продлившемуся и после независимости. Восстание было отмечено чётким расовым разделением; оппозиция перевороту была практически полностью малайская, в то время как китайцы доминировали в коммунистических воззрениях. Для решения важных вопросов, в частности национальных, британцы основали Комитет по связям с общинами (CLC), включающий в себя высший эшелон малайских политиков из различных сообществ. Таким образом, согласовывались компромиссы по вопросам гражданства, образования, демократии и малайского превосходства. В итоге между малайцами и немалайцами была сформулирована “сделка” – взамен на отказ от кетуанан мелайю, малайцы получали помощь в сокращении экономического отставания между малайскими и немалайскими общинами.
В начале 1950-х гг. Онн Джафар предложил открыть членство UMNO всем малайцам, и, собственно, предложил само наименование Объединённая малайская национальная организация (UMNO), что несколько разбавило её позицию как последователя малайского доминирования. После поражения во внутренней борьбе за власть он подал в отставку в 1951г., и основал партию Независимости Малакки (Independence of Malaya Party IMP)). Следующим за ним руководителем UMNO был Тунку Абдул Рахман (Tunku Abdul Rahman), ставший олицетворением малайского суверенитета. Выражая озабоченность недостатком лояльности Малакке среди немалайцев он (Онн Джафар) требовал от немалайцев присяги до предоставления гражданства (“тех кто любит свою страну нераздельно, мы приветствуем как малайцев”). Но при этом, недолгое время спустя в 1952г., противоречил себе же (“Малакка – для малайцев, и управляться смешанными национальностями не должна”).
Малаккские китайцы в этот момент принимали активное участие в политической жизни Пенанга, где существовало активное китайское сепаратистское движение, при этом их самоидентификация склонялась больше к британцам, нежели к малайцам. Они избегали как малайской правой UMNO, так и Ассоциации малаккских китайцев (МСА), поскольку обвиняли первых в ограничении прав китайцев и экстремизме, а вторых – в эгоистичных интересах и ненадёжности. Не принимая идею слияния Малакки с британскими владениями вокруг неё, они не разделяли подход “Малакка для малайцев”, т.к. в этой модели они не считались коренными жителями. Так, один из местных китайских лидеров заявлял: “я могу считать себя Пулау Пинанг (сыном Пенанга) с большим основанием, чем 99 процентов живущих здесь малайцев”. При категорическом неприятии правительством декларируемого отделения, движение в конечном итоге исчезло.
В 1952г. гражданство было предоставлено всем немалайцам местного происхождения, а двойное гражданство было запрещено. Таким образом, немалайцы были поставлены перед выбором между страной происхождения и Малаккой. Их потомками и являются современные немалайские малазийцы.
После получения Малаккой самоуправления, британцами была введена система членов-представителей, смоделированная по образу кабинетной системы правительства, ответственной перед парламентом. Как и в Комитете по связям с общинами (CLC) в этой системе присутствовали представители различных общин, и это стало прообразом для разделения властных полномочий в малаккских и малазийских кабинетах уже после независимости. При этом британцами был заложен фундамент всеобщего обучения с выработкой “чувства гражданской общности”. Отчёт Барнса (Barnes Report) в этой связи, однако, вызвал сильное противодействие китайской общины в связи с “насыщенностью малайским национализмом” и поощрением кетуанан мелайю. С другой стороны, отчёт Фенна-Ву (Fenn-Wu Report), положительно воспринятый китайцами, не нашёл отзыва среди малайцев. В итоге, в 1952г. в декрете о национальном образовательнии были реализованы рекомендации отчёта Барнса в части англоязычных национальных школ, что сопровождалось протестами китайцев по причине отсутствия положений о немалайских школах с преподаванием на родном языке.
В 1956г. комитет, возглавляемый Тун Абдул Раззаком (Tun Abdul Razak), произвёл переоценку системы образования. По рекомендациями комитета Раззака продолжили своё существование начальные немалайские школы с преподаванием на родном языке, при этом их программа должна была стать единой с национальными школами. Средние немалайские школы с преподаванием на родном языке разрешены не были, и государственное обеспечение получали только средние национальные школы. Китайская община жёстко опротестовала и инициативу Раззака, запустив против неё организованную кампанию. Отказ Ассоциации малаккских китайцев (МСА) противодействовать инициативе Раззака стоил ей потери позиций в ряде китайских избирательных округов. Но при этом рекомендации Раззака последовательно реализовывались все последующие годы вплоть по наше время.
2.4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ КЕТУАНАН МЕЛАЙЮ
По заявлениям историков, коренной причиной возникновения кетуанан мелайю был недостаток смешения между малайцами и немалайцами. Исключением были малаккские китайцы, ассимилировавшиеся достаточно хорошо с учётом времени межнациональных браков, охватывающее 600 лет. Предками малаккских китайцев были подданные династии Мин, “подаренные” султану Малакки в знак признания двусторонних связей и малаккского суверенитета. В период британского владычества это в большинстве своём были состоятельные купцы, многие из которых бегло говорили по-малайски, одевались в малайском стиле и предпочитали малайскую кухню.
Безболезненному решению вопроса не способствовала и британская образовательная политика, предоставлявшая минимальный уровень народного образования малайцам и оставляющая немалайцев вне образовательных программ. Кроме того, малайцы (в основном сельские жители) держались на дистанции от более урбанизированных немалайцев. Националистические воззрения подпитывались также экономическим обнищанием малайцев по сравнению с более состоятельными китайцами.
Следующим фактором, повлиявшим на становление кетуанан мелайю, была японская оккупация во Второй мировой войне, приведшая к политизации малайского крестьянства – причём делалось это по инициативе японских сил против китайского населения.
2.5 АЛЬЯНС – ВЫБОРЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ 1955г.
Хотя Объединённая малайская национальная организация (UMNO) и поддерживала кетуанан мелайю, при этом ею был сформирован “Альянс” с Ассоциацией малаккских китайцев (МСА) и Малаккским индийским конгрессом (MIC) для участия в выборах в федеральный законодательный совет в 1955г. Для многих это было неожиданностью, поскольку Ассоциация малаккских китайцев энергично отстаивала равные политические права для всех граждан. Её президент Тань Чен Лок (Tan Cheng Lock) сам был малаккским китайцем, хотя и не настолько радикальным как сепаратисты. Хотя изначально он формировался как союз в силу обстоятельств, Альянс выиграл 51 место из 52 возможных. Единственное место было получено национально ориентированной Всемалайской исламской партией (Pan-Malayan Islamic Party (PMIP), позднее PAS). Полное поражение партий, не опиравшихся на этнический принцип формирования своей поддержки, привёл к восприятию Альянсом политической атмосферы как неблагоприятной для многонациональных партий. Более стабильным и более подходящим малайской политике стало считаться коалиционное правительство, состоящее из мононациональных партий при достижении приватных компромиссов между их партийными лидерами.
До выборов в федеральный законодательный совет 1955г. Онн Джафар изменил свою позицию и после того, как партия Независимости Малакки (Independence of Malaya Party IMP) потерпела сокрушительное поражение от Альянса в местных выборах на уровне штатов, он создал Национальную партию (Party Negara). Следуя промалайским установкам, подчёркивающим малайское преобладание, Национальная партия (Party Negara) тем не менее так и не смогла преодолеть Альянс. Но при этом существует мнение, что предложения Национальной партии оказали влияние на политиков Объединённой малайской национальной организации (UMNO) в части их большей радикализации в следовании промалайским национальным интересам. Британцы, однако, настаивали на передачу власти многонациональному правительству, и Альянс вполне соответствовал этому требованию.
3.1 МАЛАЙЗИЯ И НЕЗАВИСИМОСТЬ
Малайская Федерация официально обрела независимость от британской империи в 1957г. Конституция нового государства содержала положения (ст.153), гарантирующие малайцам определённые привилегии в рамках т.н. позитивной дискриминации. Комиссия Рейда (Reid Commission), составившая Конституцию, заявляла о временной природе ст.153, которая как предполагалось подлежала пересмотру парламентом через 15 лет независимости. В Конституции такового положения о пересмотре не указано, но при этом и не указана цель статьи 153 – говорится лишь о равенстве малайцев перед законом без упоминания “малайского суверенитета” или иных идей, соотносящихся с кетуанан мелайю. Гражданство по праву земли (jus soli) – гарантия гражданства любому, родившемуся на территории Федерации – также закреплялось, хотя и без обратной силы; это была значительная уступка малайцев, жёстко боровшихся против принципа jus soli в Малаккском Союзе.
При этом, национальным языком и официальной религией стали, соответственно, малайский язык и ислам, с одновременным сохранением традиционных малайских наследственных правителей. Это означало, что малайцам отдавалось предпочтение в качестве титульной нации Малакки – т.е. национальная принадлежность малаккца приравнивалась к малайцу с общим малайским знаменателем. Так, руководитель UMNO Тунку Абдул Рахман (Tunku Abdul Rahman) заявил в 1964г.: “Всем понятно, что, исходя из самоназвания, традиций и духа эта страна – малайская. В любой другой стране, где в экономической и иных сферах доминируют чуждые элементы, то это вызывает отторжение местного населения. Но не у нас. Таким образом, положение малайцев должно восприниматься как должное и вызывать уважение”.
Позднее были сняты конституционные ограничения по размеру избирательных округов в парламент, что послужило своего рода косвенной поддержкой малайцев, так как их концентрация была именно в сельскохозяйственных районах, и укрупнение округов усилило их политический вес. Изначально Конституция следовала принципу “один человек – один голос”. Укрупнение округов повлекло за собой критику, как то: “в одних округах сохраняется пропорция один к одному, в других по сути один голос приравнен к нескольким с целью обеспечения превосходства определённых групп”.
Указанные изменения, именуемые далее “малайская программа”, стали причиной некоторых возмущений в немалайской среде несмотря на то, что большинство немалайцев получили гражданство и, теоретически, стали равны гражданам малайского происхождения. Это было связано с процессом восприятия общественного договора. Уже на высшем уровне немалайцы признали, что малайцы политически преобладают за счёт своего статуса коренного народа и что малайская политика должна иметь малайское наполнение. Малайцам предоставлялось безопасное большинство в заксобраниях штатов и в федеральном парламенте, они приобрели контроль над высшими постами в правительстве и кабинете министров. Вместе с тем, многое приобрели и китайцы из числа постоянной диаспоры хуацяо – равноправное гражданство, политическое участие и занятие должностей, гарантию от поражения в правах в экономической конкуренции, толерантность к своему языку, институтам культуры и религии.
Вместе с тем, относительно статьи 153 выражалось беспокойство. Непосредственно перед обретением независимости китайская пресса заявляла, что особые права могут быть оправданы на этапе начала построения нации, однако при отсутствии ограничения их срока действия, а также ясно определённого объёма, раньше или позже они приведут к разногласиям и вместо объединения станут источником разломов. Тем не менее, в эпоху начала независимости в основном преобладали настроения общности гражданского сознания, ожиданий и развития. Но впереди предстояли большие испытания.
3.2 СЛИЯНИЕ
В 1961 г., когда малайское правительство приступило к обсуждению возможного слияния с соседним Сингапуром, Сабахом, Сараваком и Брунеем, этнические вопросы поднялись вновь. Обсуждалось предложение становления Малайзии без Сабаха и Саравака, а сингапурцы не испытывали энтузиазма попасть под правление малайского правительства. Однако к 1961г. Сингапур принял идею присоединения к Малайзии, главным образом, ввиду отчаянной необходимости доступа развивающегося промышленного Сингапура к малазийскому рынку.
Малайское правительство, в свою очередь, не испытывало энтузиазма от превращения малайцев в этническое меньшинство в новой Малайзии. Кроме того, подчёркивалось экономическое неравенство малайцев перед лицом богатых китайских кланов. Было принято решение уравновесить неравенство присоединением Сабаха и Саравака – обе британские колонии обладали большим местным населением, которое считалось правительством в качестве малайского. Согласно статье 160 конституции, большинство из них малайцами не были; они придерживались местных анимистических культов или, иногда, христианства вместо следования исламу. Для решения противоречия правительством было расширено неформальное определение “малайца” с тем, чтобы включить эти слои населения в орбиту своего влияния.
Жители Сабаха и Саравака не видели каких-либо преимуществ от присоединения. Многие из них воспринимали Малакку как исключительно малайский округ, и не ощущали свою принадлежность к нему. В рамках “Малайзии” использование корня “малай” не обнадёживало, с учётом особых статусов языка и религии. Имея в виду предстоящее слияние, представители Сабаха и Саравака настаивали на совершенно равных правах с малайцами.
В итоге между малайским правительством и Сабахом было подписано соглашение из 20 пунктов, а между малайским правительством и Сараваком – соглашение из 18 пунктов, в которых все поднятые вопросы были решены. Что касается Борнео, то, несмотря на непредоставление им привилегий малайцев, слияние всё равно было осуществлено 16 сентября 1963г.
Таким образом, на рассмотренном отрезке развития малазийского политикума явственно просматривается стремление правящей элиты объединить население вокруг моделей поведения, ориентированных на создание тех или иных форм организации, присущих национальному менталитету, культуре, личным особенностям и воспитанию. Как следствие, возникают организации (легальные, формализованные или сугубо неформальные), которые реализуют стратегию выживания (программа-минимум) и развития (программа-максимум) в конкретных условиях. Это в определённой степени соответствует общественному запросу на объединяющую идеологию.
Малайский национализм - Часть I
Вернуться в «Разговоры обо всем»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость